14 сен 2012, 14:08

      Вопрос об истории родного края показался мне сначала направленным не по адресу. Ну, какое отношение я, как инженер машиностроительного предприятия, могу иметь к краеведению и общественным организациям, занимающимися в Волгодонске темами исторического наследия нашей придонской местности? Потом вспомнил, что каждый нормальный человек должен быть не только обывателем, но и гражданином, а еще и патриотом. Спасибо, за это напоминание.
      Я патриот своей малой родины. Здесь родился, здесь прожил всю жизнь. Здесь жили мои родители и деды. Здесь живут мои дети. 
      Волгодонск, город, рожденный каналом. Волгодонским судоходным каналом. Это уже потом, молодой город получил несколько импульсов своего дальнейшего развития. Комбинат синтетических жирозаменителей, Атоммаш, Атомная станция. Но порожден он каналом, об этом не следует забывать.
      Несмотря на то, что в этом 2012 году Волгодонскому судоходному каналу им. В.И. Ленина исполнилось 60 лет, историю свою он должен вести с 1701 года, когда по указу Петра первого начались работы по созданию судоходного пути между Волгой и Доном. Работы не были завершены. Вторая волна интереса к обеспечению судоходства по Дону пришла в начале двадцатого века. По проекту Нестора Платоновича Пузыревского на Дону планировалось построить девять шлюзов. Стройка началась в 1914 году. Были построены три шлюза Кочетовский, Константиновский и Камышовский. В 1921 году из-за бушевавшей гражданской войны и наступившей разрухи проект был забыт, шлюзы оказались брошенными и никому не нужными. Летом 2012 года я ездил и лично обследовал Константиновский и Камышовский шлюзы. Они сохранились в первозданном виде, как памятники технического прогресса начала двадцатого века. Третья волна государственного интереса к Дону и Волге завершилась в 1952 году постройкой Цимлянского гидроузла, состоящего из Цимлянского водохранилища, судоходного канала, включающего 15 шлюзов (13 межу Волгой и Доном, 2 на нижнем бьефе водохранилища), плотины через реку Дон, Цимлянской ГЭС, большого количества железнодорожных и автомобильных мостов, Волгодонского лесоперевалочного комбината, Донского магистрального оросительного канала, Волгодонского порта и поселка эксплуатационников, впоследствии названного Волгодонском. У меня в планах на ближайшие годы числится книга о Донских шлюзах. Как знать, может быть, она к тому времени, когда начну ее писать, из научно-популярной и технической перерастет в историческую. Это и будет моим вкладом в копилку истории Волгодонска. Но, как говорится, до этого надо еще дожить.