05 апреля 2012, 08:52

Вопрос: чем и где в пятидесятые годы был известен водолаз Михаил Лесин.

Это был второй по счету вопрос автору в форуме. И первый и второй вопросы оказались, почему-то, не по книге, не о темах, затрагиваемых и освещенных на ее страницах, а об антураже сайта. Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось покопаться в семейном архиве и в Интернете.

Пятидесятые годы. Помню их, хотя был маленьким. Ярким детским воспоминанием живет в моей памяти шумные воскресные базары тех лет и большое количество на них калек и инвалидов. Безногих, на гремящих подшипниками деревянных низеньких тележках, одноногих, резво ковыляющих на своих деревяшках, одноруких и совсем безруких. Память отчетливо сохранила звуки того времени. Запомнились: тарахтенье мотоциклов на улицах и во дворах, духовые оркестры на улицах (в праздники и на похоронах), сладкоголосые многозвучные паровозные гудки, вокзалы с неизменным бесплатным кипятком, помню белые пассажирские пароходы, восхищающие меня-мальчугана своей внутренней роскошью. Помню полуторки, ЗИСы, победы, москвичи и, даже, студебеккеры. Помню первый космический спутник, который светящейся точкой регулярно пролетал по ночному небу. Помню народ, который жил бедно, но дружно и оптимистично. Помню дух взаимовыручки и коллективизма. 

В 1945 году закончилась Великая Отечественная война. Кровопролитнейшая и разрушительная, унесшая в Советском союзе 27 миллионов жизней. Двадцать семь миллионов, это только те, кто погиб и умер в период с 22 июня 1941 по 9 мая 2945 годов. А если к ним приплюсовать тех, кто умер от ран через день, неделю, месяц или год, то окажется - намного больше, чем значится в официальной статистике. Раненные же и изувеченные не поддавались исчислению. Во второй половине сороковых годов страна, лежащая в развалинах, очень быстрыми темпами восстанавливалась и не только ремонтировалась, отстраивалась и залечивала раны войны, но и активно развивалась. Развивалась экономически, демографически, научно-технически, оборонно, индустриально и энергетически. 

В первые послевоенные годы, т.е. во второй половине сороковых страна поднимала себя из руин. Одновременно с этим, в Советском союзе начались несколько грандиозных (даже, по нынешним масштабам) строек. Цимлянская ГЭС (на Дону), Сталинградская ГЭС (ныне Волжская ГЭС на Волге), Куйбышевская ГЭС (на Волге), Каховское водохранилище на Днепре, оросительная система на Аму-Дарье. Перекрытие рек имели цель: во-первых, создание гидроэлектростанций для обеспечения страны электроэнергией, во-вторых, создание судоходной системы, обеспечивающей сквозные водные транспортные пути между Балтийским, Каспийским, Белым, Черным и Азовским морями. В рамках второй задачи - развития существующих и рукотворного создания новых водных путей ключевым звеном являлась Цимлянская ГЭС. Перекрытие Дона создало водохранилище, которое было необходимо для функционирования Волго-донского судоходного канала и существования глубоководного водного Волго-Азовского пути. В-третьих, благодаря появлению водохранилищ (на Дону и Волго-Донском канале), в сухие степи поволжья и придонья пошла вода по оросительным каналам. Эти стройки благодаря своей экономической и политической значимости именовались «стройками коммунизма». В 1949 году в придонской степи (после окончания изыскательских и проектных работ) началось строительство Цимлянского гидроузла, включающего в себя плотину, гидроэлектростанцию (ГЭС), судоходный канал, шлюзы, речной порт, лесоперевалочный комбинат, магистральный оросительный канал и поселок эксплуатационников, впоследствии ставший городом Волгодонском.

Телевидения тогда не было. Радио было представлено одним каналом на всю страну и несло в массы официальные новости. Известность в то время к людям приходила разными путями, официальных путей было пять: 1 На уровне предприятия – доска почета или стенгазета. 2 На уровне населенного пункта – местная газета. 3 На областном уровне – областная газета. 4 На Союзном уровне – кинохроника, центральная пресса, радио. 5 Наивысший уровень государственного признания – бюст на родине героя и (или) литературное произведение о человеке в книге. Печатное издание (книга), это был пьедестал, который поднимал статус человека выше всего.

Водолаз. При этом слове у людей возникает образ плывущего под водой аквалангиста в ластах. Да, киношный или плакатный водолаз именно так и выглядит. Но это, так называемый, легкий водолаз. Водолаз в тяжелом снаряжении выглядит совершенно иначе. Тяжелое водолазное снаряжение потому «тяжелое», что весит пятьдесят килограммов. Состоит из скафандра (рубашки), медного шлема с иллюминаторами, грузов (на груди и спине) и медных ботинок на свинцовой подошве. Воздух на глубину подают по шлангам от помпы. Тяжелый водолаз не плавает, он ходит по дну. Тяжелый водолаз это универсальный работник. Он под водой и строитель, и монтажник, и электросварщик, и слесарь, и ремонтник, и плотник, и бетонщик и т.д. и т.п. Т.е. при подводных строительных работах единственный и поэтому совершенно незаменимый специалист и от уровня его смекалки, знаний и умения, порой, очень многое зависит.

Мой отец в возрасте 16,5 лет был призван в армию в феврале 1943 го из станицы Романовской Ростовской области (сразу же после освобождения ее от фашистов). В действующую армию попал летом 1944 года после окончания водолазной школы в Слюдянке (оз. Байкал). Служил водолазом в Черноморском флоте до 1949 года. В его послужном списке: Севастополь, Одесса, Новороссийск, Констанца, Варна. Разминировал Одесский порт, поднимал затонувшие корабли, войну закончил в Югославии, пройдя с действующей Дунайской военной флотилией в 1945 году Румынию, Болгарию и Югославию. Демобилизовавшись, вернулся в родные места и, как говорится, попал сразу с «корабля на бал». В двенадцати километрах от станицы Романовской началась великая стройка – Цимлянский гидроузел. Опытный водолаз здесь очень пришелся кстати. Создали и укомплектовали водолазную станцию (из трех водолазов), кстати, эта водолазная станция до сих пор работает на 14-м и 15-м шлюзах Волгодонского судоходного канала им. В.И. Ленина. (К слову, вышеупомянутые шлюзы находятся в городе Волгодонске). Эта водолазная станция внесла заметный трудовой вклад в строительство (стройка завершилась в 1952 году) и последующую эксплуатацию, а так же реконструкцию, всех объектов Цимлянского гидроузла и нижнего участка Волгодонского судоходного канала.

Фотографии, очерки и рассказы о моем отце печатала не только местная и областная пресса начала пятидесятых, но и «Известия». В 1953 году в Москве была выпущена книга «Мечта воплощается в жизнь» (Москва, 1-я типография Профиздата, 1953 г) где на странице 43 находится рассказ «Водолазы» о водолазе Лесине Михаиле. Вплоть до ухода на пенсию (в начале восьмидесятых) три друга, три водолаза обслуживали все подводные нужды нижнего участка судоходного канала и порта, а также, просьбы рыболовных флотилий на Цимлянском водохранилище, кроме этого, искали и поднимали утонувших людей (летом и зимой).

Мое детство, как и всех детей водолазов, в шестидесятые годы прошло (в летние каникулы) на водолазном катере. Здесь научился и палубу драить, и швартовать судно, и отдавать и поднимать якорь, и управлять катером, и нырять с аквалангом. И, даже, отучил себя от клаустрофобии, забираясь втайне от всех, в жуткую до звона в ушах, темень декомпрессионной (барокамера - атрибут водолазного катера – для предотвращения кессонной болезни при глубоководных погружениях).

Привожу ссылки на сайты, где и сейчас есть информация о моем отце.

«В дома, сдаваемые в поселке, заселялись люди, чьи имена гремели на стройке, в их числе водолазы Сергей Веселовский и Михаил Лесин.» (http://волгодонск-ковчег.рф/a-z.php?char=%DD http://webdonsk.ru/istoriya/3028.1)

«В числе героев строительства Цимлянского гидроузла были три товарища, водолазы Сергей Веселовский, Михаил Лесин, Александр Назаренко.» (http://www.волгодонск-ковчег.рф/a-z.php?char=%C2)

"Человек года":[О присвоении звания "Человек года" в Волгодонске] // Неделя ...... Глазкова А. Михаил Лесин и Павел Зубков - почетные строители ...(Литература о Волгодонске: 2002 г ... - Главная vdonlib.ru/read.php?id0=1387)